Форматы изображений: WebP¶
Узнайте о WebP и поймите разницу между этим форматом и другими.
Изначально компания Google разрабатывала WebP как формат изображений с потерями, пришедший на смену JPEG, который позволял создавать файлы меньшего размера, чем файлы изображений сопоставимого качества, закодированные в JPEG. В последующих обновлениях формата появилась возможность сжатия без потерь, прозрачность альфа-канала, подобная PNG, и анимация, подобная GIF, - все это может использоваться наряду со сжатием с потерями, подобным JPEG. WebP - невероятно универсальный формат.
Алгоритм сжатия WebP с потерями основан на методе, который использует видеокодек VP8 для сжатия ключевых кадров в видео. На высоком уровне он похож на кодирование JPEG: WebP работает в терминах "блоков", а не отдельных пикселей, и имеет аналогичное разделение на яркость и цветность. Блоки света в WebP имеют размер 16x16, блоки цветности - 8x8, и эти "макроблоки" далее делятся на субблоки 4x4.
Кардинальное отличие WebP от JPEG заключается в двух особенностях: "предсказание блоков" и "адаптивное квантование блоков".
Предсказание блоков¶
Предсказание блоков - это процесс, в ходе которого содержимое каждого блока цветности и яркости предсказывается на основе значений окружающих блоков, то есть блоков, расположенных выше и левее текущего блока. Как вы можете себе представить, алгоритмы, выполняющие эту работу, достаточно сложны, но если говорить простым языком, то: "если над текущим блоком есть синий цвет, а слева от него - синий, считайте, что этот блок синий".
По правде говоря, и PNG, и JPEG также в той или иной степени выполняют подобное предсказание. Однако WebP уникален тем, что он делает выборку данных из окружающих блоков, а затем пытается заполнить текущий блок с помощью нескольких различных "режимов предсказания", фактически пытаясь "нарисовать" недостающую часть изображения. Результаты, полученные в каждом режиме предсказания, сравниваются с реальными данными изображения, и выбирается наиболее близкое к ним предсказание.
Конечно, даже самое близкое прогнозирование не может быть полностью верным, поэтому различия между прогнозируемыми и реальными значениями блока кодируются в файле. При декодировании изображения механизм рендеринга использует те же данные для применения той же логики прогнозирования, что приводит к получению тех же прогнозируемых значений для каждого блока. Разница между прогнозом и ожидаемым изображением, которое было закодировано в файле, затем применяется к прогнозам - подобно тому, как коммит в Git представляет собой дифференциальный патч, который применяется к локальному файлу, а не к совершенно новой копии файла.
Для примера: вместо того чтобы вникать в сложную математику, связанную с настоящим алгоритмом предсказания, мы придумаем WebP-подобную кодировку с одним режимом предсказания и будем использовать ее для эффективной передачи сетки чисел так же, как это было сделано в старых форматах. Наш алгоритм имеет единственный режим предсказания, который мы назовем "режимом предсказания один": значение каждого блока равно сумме значений блоков, расположенных над ним и слева от него, начиная с 1.
Итак, предположим, что мы имеем следующие данные реального изображения:
1 2 |
|
Используя нашу прогностическую модель для определения содержимого сетки 2x9, мы получим следующий результат:
1 2 |
|
Наши данные хорошо подходят для разработанного нами алгоритма прогнозирования - прогнозируемые данные близко совпадают с реальными. Конечно, это не совсем так - в реальных данных есть несколько блоков, которые отличаются от предсказанных. Поэтому в кодировке, которую мы отправляем, указывается не только метод предсказания, но и различие между блоками, которые должны отличаться от предсказанных значений:
1 2 |
|
Выражаясь тем же простым языком, что и некоторые из обсуждавшихся нами кодировок устаревших форматов:
сетка 2x9 с использованием первого режима предсказания. +4 - 1x5, -1 - 2x3, -4 - 2x7.
В итоге получается невероятно эффективный кодированный файл.
Адаптивное блочное квантование¶
JPEG-сжатие - это сплошная операция, при которой к каждому блоку изображения применяется один и тот же уровень квантования. Для изображений с однородной композицией это, конечно, имеет смысл, но реальные фотографии не более однородны, чем окружающий нас мир. На практике это означает, что параметры сжатия JPEG определяются не высокочастотными деталями, в которых JPEG-компрессия превосходит все остальные, а теми частями изображения, где наиболее вероятно появление артефактов сжатия.
Как видно из этого утрированного примера, крылья монарха на переднем плане выглядят относительно четко - немного зернисто, если сравнивать с оригиналом высокого разрешения, но, конечно, не заметно без оригинала, чтобы сравнить с ним. Аналогично, детальное соцветие молочая и листья на переднем плане - мы с вами можем увидеть следы артефактов сжатия, но даже при компрессии, превышающей разумные пределы, все на переднем плане выглядит достаточно четким. Низкочастотная информация в левой верхней части изображения - размытый зеленый фон из листьев - выглядит просто ужасно. Даже неподготовленный зритель сразу же заметит проблему качества - тонкие градиенты на заднем плане округляются до рваных сплошных цветовых блоков.
Чтобы избежать этого, в WebP используется адаптивный подход к квантованию: изображение разбивается на четыре визуально похожих сегмента, и параметры сжатия для них настраиваются независимо. Использование такого же чрезмерного сжатия в WebP:
Размер обоих файлов изображений примерно одинаков. Качество изображения примерно одинаково, когда мы смотрим на крылья монарха - можно заметить несколько крошечных различий в конечном результате, если присмотреться очень-очень внимательно, но реальной разницы в общем качестве нет. В WebP цветки молочая чуть более резкие - опять же, скорее всего, не настолько, чтобы это было заметно, если только вы не сравниваете два снимка рядом и не ищете разницу в качестве, как это делаем мы. Фон - совсем другая история: на нем почти нет следов явно выраженных артефактов JPEG. WebP дает тот же размер файла, но гораздо более высокое качество изображения - плюс-минус несколько мелких деталей, которые наши психовизуальные системы не смогли бы обнаружить, если бы мы не сравнивали их так близко.
Использование WebP¶
Внутреннее устройство WebP может быть значительно сложнее, чем кодирование JPEG, но столь же просто для целей нашей повседневной работы: вся сложность кодирования WebP стандартизирована вокруг одного значения "качества", выражаемого в пределах 0-100, как и в JPEG. И опять же, это не означает, что вы ограничены одним общим значением "качества". Вы можете и даже должны попробовать разобраться во всех тонкостях кодирования WebP, хотя бы для того, чтобы лучше понять, как эти обычно невидимые настройки могут влиять на размер и качество файла.
Google предлагает кодировщик командной строки cwebp
, который позволяет конвертировать или сжимать отдельные файлы или целые каталоги изображений:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 |
|
Если же вы не склонны к работе с командной строкой, то Squoosh также хорошо подойдет для кодирования WebP. Он позволяет сравнивать различные кодировки, настройки, уровни качества и размер файла, отличающийся от размера файла при кодировании JPEG.
Источник — Image formats: WebP