Как измеряется доступность цифровых технологий?¶
Доступность цифровых технологий означает разработку и создание цифровых предложений таким образом, чтобы независимо от умственных или физических способностей человека он мог полноценно и на равных взаимодействовать с вашим сайтом, приложением или другим цифровым продуктом.
Но как измерить доступность цифрового продукта? Как понять, что продукт доступен?
Введение в тестирование доступности¶
Существует множество способов проверить цифровой продукт на доступность. Один из основных подходов заключается в оценке его соответствия набору стандартов доступности.
Существует множество типов стандартов доступности. Как правило, отрасль, тип продукта, местные/страновые законы и политики, а также общие цели, связанные с доступностью, определяют, какому набору рекомендаций следовать и какому уровню соответствовать. Если для вашего проекта не требуется конкретный стандарт, то стандартной рекомендацией является следование последней версии Web Content Accessibility Guidelines (WCAG).
Тестирование цифрового продукта на соответствие стандарту доступности и уровню соответствия принято называть аудитом доступности. При проведении аудита доступности используются различные методологии, методики и инструменты, включая проектирование, автоматизированное, ручное тестирование и тестирование вспомогательных технологий (AT).
Аудит доступности проводится для определения базового уровня соответствия цифрового продукта требованиям доступности. Однако одного раза в начале проекта недостаточно, чтобы определить, является ли продукт доступным. Аудит необходимо проводить несколько раз в течение жизненного цикла программного продукта, чтобы проверить изменения в уровне соответствия по заранее определенным контрольным точкам или рекомендациям.
Руководство по доступности веб-контента (WCAG)¶
Web Content Accessibility Guidelines (WCAG) - это международный набор стандартов доступности, разработанный W3C в сотрудничестве с частными лицами и организациями. Цель WCAG - создать единый общий стандарт доступности цифровых технологий, отвечающий потребностям людей, организаций и правительств во всем мире.
WCAG предназначен в первую очередь для дизайнеров и разработчиков веб-приложений и нативных мобильных приложений. Однако многие другие специалисты, включая разработчиков программного обеспечения, создателей/редакторов контента и руководителей всех уровней, получат пользу от понимания и применения методов, основанных на WCAG, в своем процессе. К вашей роли могут быть применимы и другие стандарты W3C, в том числе Authoring Tool Accessibility Guidelines (ATAG) и User Agent Accessibility Guidelines (UAAG), поэтому обязательно ознакомьтесь со списком стандартов W3C и используйте те из них, которые наиболее применимы к вашей роли и проекту.
С точки зрения доступности WCAG считается "золотым стандартом" для тестирования соответствия. Первый проект WCAG был выпущен в 1999 году. Текущая версия WCAG 2.1 вышла в июне 2018 года, а выход WCAG 2.2 запланирован на 2023 год. Полностью обновленная версия руководства, WCAG 3.0, готовится к выпуску в будущем, но ожидается, что она не станет завершенным стандартом W3C еще несколько лет.
Руководство WCAG имеет три уровня критериев успеха: A, AA и AAA. Критерии успеха определяют соответствие WCAG. Чтобы соответствовать WCAG, тестируемый цифровой продукт должен удовлетворять критериям успеха для целевого уровня.
- 30
A
критериев успеха - 20
АА
критерии успеха - 28
ААА
критерии успеха
В действующем стандарте (WCAG 2.1) всего 78 критериев успеха, распределенных по каждому уровню. Важно отметить, что каждый уровень является прогрессивным, т.е. если ваша цель по обеспечению доступности - AA, то для достижения этого уровня соответствия необходимо пройти критерии успеха как для A, так и для AA.
- 30 Пройден уровень
A
- 50 Пройден уровень
A
+AA
- 78 Пройден уровень
A
+AA
+AAA
Принципы доступности¶
Критерии успеха WCAG - это очень важный набор подробных рекомендаций, которые информируют дизайнеров и разработчиков о том, как создавать доступные веб-сайты и приложения. Понимание этих рекомендаций очень важно для решения проблем, возникающих при тестировании на соответствие требованиям доступности, однако эти рекомендации быстро становятся очень техническими.
Если вы новичок в этой области, начните с принципов WCAG — Воспринимаемый, управляемый, понятный и надежный (POUR). Применяя принципы POUR к своим цифровым продуктам, вы сможете сосредоточиться на том, как ваши продукты будут использоваться реальными людьми, в том числе людьми с ограниченными возможностями.
Воспринимаемый¶
Первая категория в POUR - Perceivable. Этот принцип гласит, что пользователи должны иметь возможность воспринимать всю основную информацию на экране, и она должна передаваться несколькими органами чувств.
Спросите себя: Есть ли в вашем цифровом продукте контент или функциональные возможности, которые человек с ограниченными возможностями не сможет воспринять? Обязательно учитывайте все виды инвалидности - зрительные, мобильные, слуховые, когнитивные, речевые нарушения, вестибулярные расстройства, судороги и т.д.
Примеры восприятия:
- Добавление текстовых альтернатив ко всем недекоративным изображениям и важным пиктограммам.
- Добавление субтитров, транскриптов и аудиоописаний к видео.
- Обеспечение того, чтобы цвет не был единственным способом передачи смысла.
Эксплуатируемый¶
Вторая категория - Operable. В соответствии с этим принципом пользователи должны иметь возможность управлять интерфейсом цифрового продукта. Интерфейс не должен требовать взаимодействия, которое пользователь не может выполнить.
Спросите себя: Могут ли пользователи управлять интерактивными элементами вашего цифрового продукта? Нет ли проблем с порядком фокусировки или клавиатурных ловушек? Как устроены сенсорные интерфейсы?
Примеры работоспособности:
- Добавление поддержки клавиатуры и сенсорного экрана во все активные элементы.
- Обеспечение слайд-шоу и видеороликов всеми необходимыми элементами управления.
- Предоставление пользователям достаточного времени для заполнения формы или способ продления этого времени.
Понятный¶
Третья категория POUR - понятность. В соответствии с этим принципом пользователи должны понимать информацию и работу пользовательского интерфейса.
Спросите себя: Ясно ли написано все содержимое? Все ли действия пользователя понятны? Имеет ли порядок страниц смысл для зрячих пользователей, пользователей, использующих только клавиатуру, пользователей программ чтения с экрана?
Примеры понятного:
- Писать просто - не использовать сложное слово, когда достаточно простого.
- Обеспечение предсказуемой навигации по цифровому продукту.
- Обеспечение понятности сообщений об ошибках и простоты их устранения.
Надежность¶
Последняя категория - "Надежность". Этот принцип направлен на поддержку вспомогательных технологий и обеспечение того, чтобы по мере развития устройств и пользовательских агентов цифровой продукт оставался доступным.
Спросите себя: Какие типы вспомогательных технологий вы поддерживаете? Работает ли ваш цифровой продукт только на новейших браузерах или операционных системах? Работает ли он во всех точках останова и при различных ориентациях устройства?
Примеры надежности:
- Тестирование навигации только с помощью клавиатуры.
- Тестирование с использованием различных технологий чтения с экрана.
- Обеспечение доступа ко всему содержимому и функциональности независимо от размера и ориентации устройства.
Помните, что суть POUR заключается не в жестком следовании жестким правилам. Напротив, это способ помочь вам понять и удовлетворить разнообразные потребности ваших пользователей.